«Органическая химия и жизнь»
Пояснительная записка
(1ч в неделю, всего 34ч)
Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов.
Данный курс включает материал по органической химии, расширяет рамки учебной программы, демонстрирует связь химии с биологией, физикой, медициной, историей, что позволит заинтересовать школьников, повысить их познавательную активность.
Цели элективного курса: вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни; раскрытие роли химии в познании природы;
развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к изучению химии; расширение кругозора, развитие личности учащихся средствами данного курса;
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законов и теорий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химической грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения программы учащиеся должны: проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников ( научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формы контроля: отчёты о практических работах, сообщения учащихся, анкетирование. Итоги работы обобщаются на последнем занятии в форме конференции.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая проектная деятельность учащихся.
Поурочное планирование.
№ |
тема |
Химический эксперимент |
1 |
Введение |
|
2 |
Предмет органической химии |
Коллекции органических веществ и изделия из них |
3 |
Теория строения органических соединений. |
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений |
4 |
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. |
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений |
5 |
Алканы:общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура |
|
6 |
Химические свойства алканов, применение иполучение. |
Горение метана, отношение к раствору перманганата калия |
7 |
Алкены. Общая формула,гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура |
|
8 |
Химические свойства, получение и применение алкенов |
Получение этилена, его горение |
9 |
Алкадиены. Каучуки. |
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложенияна предельность |
10 |
Алкины. Ацетилен. |
Модель молекулы ацетилена |
11 |
Нефть. |
Коллекция «нефть и продукты её переработки» |
12 |
Арены. Бензол. |
Модель молекулы бензола. |
13-14 |
Решение расчетых задач |
|
16 |
Предельные спирты.Состав. строение, номенклатура, изомерия. |
|
17 |
Химические свойства спиртов, применение. Алкоголизм, его последствия и предупреждение |
Окисление этанола в альдегид |
18 |
Фенол.Сотав, строение, получение, применение. |
|
19 |
Альдегиды.Состав. получение, свойства, применение. |
Реакция «серебряного зеркала»,окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (II) |
20 |
Карбоновые кислоты. Строение, свойства, получение,применение. |
Свойства уксусной кислоты |
21 |
Сложные эфиры.Нахождение в природе,получение, применение. |
Коллекция эфирных масел. |
22 |
Жиры.Нахождение, состав, свойства, применение. |
Свойства жиров |
23 |
Углеводы.Классификация, свойства, значение в живой природе и жизни человека. |
Образцы углеводов |
24 |
Глюкоза.Свойства, применение. |
Свойства глюкозы |
25 |
Решение расчетных задач. |
|
26 |
Амины.Анилин. |
|
27 |
Аминокислоты.Состав, строение, свойства. |
|
28 |
Белки.Получение, структура,сваойства. |
Свойства белков |
29 |
Генетическая связь между классами органических веществ. |
Превращения, отражающие генетическую связь |
30 |
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. |
|
31 |
Ферменты. |
Разложение перекиси водорода каталазой сырого мяса |
32 |
Витамины.Гормоны.Лекарства. |
Домашняя, автомобильная аптечка |
33 |
Решение расчетных задач |
|
34 |
Конференция .Обобщающий урок. |
|
Литература
Гудман М.Ф., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии. – М.: Мир, 1977
Иванов В. Т., Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. – Л.: Химия, 1982
Каплун А.П. Биотехнология, химия, медицина // химия в школе. – 1994. – 32
Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л.И. Воробьёвой. – М.: Пищевая промышленность, 1982
Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. – М.: Мир, 1982
Строев Е.А. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1986
Филлипович Ю.Б. практикум по общей биохимии. – М.: Просвещение, 1975